Integration

Register Login

8.08.2011

На федеральном уровне в июле текущего года были приняты поправки в ФЗ-152 "О персональных данных", а также внесены изменения в закон "О науке и государственной научно-технической политике".

 


Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных".

Приняты поправки в Закон о персональных данных, касающиеся мер по обеспечению безопасности персональных данных и законности при их обработке. Определен исчерпывающий перечень случаев обработки персональных данных. Так, она осуществляется оператором: с согласия субъекта персональных данных; если необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги и др. Возможна также обработка сведений, доступ к которым для неограниченного круга лиц предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе. Субъект может согласиться на обработку своих данных не только лично, но и через своего представителя. В этом случае оператор должен проверить полномочия последнего на дачу согласия от имени субъекта.

Подробно регулируются вопросы, связанные с поручением оператора обработать персональные данные другому лицу. В этом случае ответственность перед субъектом персональных данных за действия такого лица несет оператор. Лицо, исполняющее поручение оператора, ответственно перед ним.

Для того чтобы обеспечить выполнение установленных обязанностей, оператору предписывается принимать необходимые и достаточные для этого меры. Речь идет о назначении ответственных за организацию обработки персональных данных; внутреннем контроле (аудите) соответствия обработки законодательству и требованиям к защите персональных сведений; оценке вреда, который может быть причинен субъектам в случае нарушения последних, и др.

Поправки также требуют, чтобы операторы при обработке персональных данных принимали меры для их защиты от неправомерного (случайного) доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, иных неправомерных действий.

Обеспечить безопасность персональных данных возможно следующими мерами. Определять угрозы безопасности, оценивать эффективность мер по обеспечению последней до ввода информсистемы в эксплуатацию. Использовать средства защиты информации, прошедшие в установленном порядке процедуру оценки соответствия. Установить правила доступа к персональным данным и обеспечить регистрацию и учет всех действий, совершаемых со сведениями в ИС и др.

Граждане имеют право на возмещение морального вреда в случаях нарушения правил обработки персональных данных, требований к защите последних.

Поправки вступают в силу со дня официального опубликования. Действие положений всего Закона о персональных данных распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 20 июля 2011 г. N 249-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности".

Упорядочена система фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, которые могут получать налоговые льготы. Установлены особенности их правового статуса.

Уточнено понятие гранта. Соответствующие денежные средства можно направлять на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов.

Научная, научно-техническая, инновационная деятельность может финансироваться Россией, субъектами Федерации, а также физическими и юридическими лицами.

Кроме того, юридическим и физическим лицам предоставлена возможность создавать негосударственные фонды.

Государственные фонды могут создаваться в форме бюджетных и автономных учреждений. Определена структура органов управления.

Закреплены общие положения о конкурсе научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов. Установлены требования к экспертизе заявок.

Отчет о деятельности государственного фонда размещается на его интернет-сайте.

Внесен ряд изменений в НК РФ. В частности, к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли, отнесены средства, полученные из фондов. Речь также идет о тех, которые поступили на формирование последних. Они относятся к средствам целевого финансирования.

Закон вступает в силу с 1 октября 2011 г., за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

В связи с принятием Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации возникла необходимость привести к единообразию положения законодательных актов, затрагивающих данные вопросы.

Термины, не имеющие нормативного закрепления (в частности, "информатизация", "конфиденциальная информация", "сети общего пользования"), заменены на понятия, предусмотренные действующим законодательством ("информационные технологии", "информация, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности", "сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц").

Кроме того, закреплены такие новые термины, как "электронное сообщение", "информационные технологии", "обладатель информации", "доступ к информации", "конфиденциальность информации", "оператор информационной системы", "информационно-телекоммуникационная сеть".

Уточнены требования по защите коммерческой тайны. Так, при увольнении работник обязан передать работодателю имеющиеся у него материальные носители такой информации либо уничтожить ее или удалить с этих носителей под контролем работодателя.

На органы и агентов валютного контроля возложена обязанность соблюдения не только коммерческой, банковской, налоговой, но и иной охраняемой законом тайны. Они также должны защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности.

Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Постановление правительства РФ от 22 июля 2011 г. N 613 "О разработке, подключении и функционировании федеральных электронных приложений за исключением электронного банковского приложения".

С 2012 г. гражданам будут бесплатно выдаваться универсальные электронные карты.

Такая карта представляет собой материальный носитель, на котором зафиксированы сведения о ее пользователе. Она обеспечивает доступ к информации, необходимой, чтобы удостоверить права на получение государственных и муниципальных, а также иных услуг. Карта должна иметь федеральные электронные приложения. В их числе полис обязательного медицинского страхования, свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Закреплено, как разрабатываются, подключаются и функционируют федеральные приложения (кроме банковского). Орган или организация, намеревающиеся использовать федеральное приложение при предоставлении услуг, направляют в Минэкономразвития России заявление и ряд других документов. Это касается случаев, когда данные услуги ранее не предоставлялись или оказывались без применения такого приложения. Заявитель направляет копии материалов в Минкомсвязи России, ФСБ России и компании "Универсальная электронная карта".

Предусмотрены 2 варианта. Первый - в идентификационное приложение включается дополнительная область данных. Второй - на карте размещается независимое федеральное приложение.

Минэкономразвития России создает специальную комиссию для принятия решений.

Установлено, как подключаются дополнительная область данных и независимое приложение.

Распоряжение Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 1275-р.

Одобрена концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".

Система должна обеспечить прозрачность, открытость и подотчетность деятельности органов власти, а также повысить качество финансового менеджмента организаций сектора госуправления.

Так, с ее помощью планируется обнародовать плановые и фактические результаты работы сектора в сфере управления общественными финансами. Размещать информацию об активах и обязательствах публично-правовых образований. Своевременно отражать в электронном виде все совершаемые финансово-хозяйственные операции.

Предполагается, что доля юридически значимого электронного документооборота в финансово-хозяйственной деятельности федеральных организаций сектора госуправления составит не менее 70%.

Благодаря новой системе время формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности указанных организаций сократится в 1,5 раза, а ее обработки - на 30%.

Каждому пользователю хотят предоставлять интерактивный доступ к информационным ресурсам системы вне зависимости от его территориальной удаленности через схему "личных кабинетов". Планируется разработать регламенты и форматы внутри- и межведомственного взаимодействия.

Возможно, будет централизованно вестись электронный бухучет в рамках публично-правового образования (формирование единой главной книги).

Планируется создать единый портал бюджетной системы России. На нем, в частности, будут размещаться сведения о прогнозных и фактических поступлениях бюджетных доходов, о финансовом состоянии публично-правовых образований, о расходах на реализацию государственных и муниципальных программ.

Предполагается, что система заработает в полную силу к 2015 г.